Нужна ли конфликтология в реновации? И в чем особенность?
На этой неделе была встреча Фонда Реновации Москвы с жителями в районе Люблино, в рамках которой были презентованы проекты домов и квартир, а также напрямую были рассказаны механизмы взаимодействия в том числе и по льготным условиям покупки дополнительных метров. То есть мы видим активные видоизменения по вопросу взаимодействия с жителями потребителями данной программы. О чем речь?
В 2017 году была принята программа реновации жилья, по которой около 1 млн москвичей должна переехать в новые дома. Казалось бы, какие тут могут быть сложности кроме красивого логотипа и выбора девушек в информационные центры. Однако, как показала практика, все увы не так. Более того, в секторе конфликтологии уже появились специалисты, специализирующиеся на сопровождении программы реновации в городе Москве. Да что говорить, и для Застройщиков и Власти этот проект до сих пор несет сложности во взаимодействии с будущими жителями: нет точного рецепта как правильно работать с будущими жителями реновационных домов. Объясню из своего опыта:
История вопроса:
В отличие от стран запада где при реализации программ реновации люди из социального жилья переезжали в социальное, в СССР, а затем и в РФ переезд из ветхого или плохого жилья переходил как правило от плохого к хорошему: из коммуналки в отдельную квартиру или из барака – коммуналка или квартира и все это было на основании определенных норм на человека. Поэтому исторически отношение к реновации было как праздник, то есть переезд в новым дом в большую квартиру. Эту же традицию поддержал и предыдущий мэр Ю. М. Лужков, когда несмотря на уже приватизированные квартиры он обеспечил переезд жителей, попавших в программу реновации на основании закрепленных метров на каждого человека. Как следствие, история знает много примеров, когда за однокомнатную квартиру люди получали две квартиры и иные подобные примеры. При этом мало кто обращает на это внимание, а в большинстве случаев это были первые собственники квартир, по сути, первое поколение людей, приватизировавшие свои советские метры и как следствие еще не почувствовавшие себя собственниками, а не нанимателями.
Все это конечно вызвало восторг от принятия новой программы реновации в 2017 и взвинтило ожидания на максимально высокий уровень. А применительно к конфликтологии то ее надобности здесь вообще никто не видел так как с задачами успешно справлялись рекламщики и специалисты по связи с общественностью. Такая идиллия длилась ровно до определения параметров, а именно метров на человека, а точнее что люди получат то, что есть сейчас в большинстве случаев, но в новом доме. Хорошее предложение? Да! Но только если мы говорим о советской системе. А в данном случае это уже жители приватизированных квартир, а в ряде случаев в доме, целиком купленном новыми покупателями. И они уже воспринимают свою жилплощадь как актив стоимостью энного количества миллионов. Вот тут и начался конфликт на ровном месте. Им говорят вот ваш будущий дом. Они отвечают, а мне не нравиться. И я не хочу его покупать. Да именно покупать! Так как он знает, что квартира его стоит несколько миллионов и он не хочет покупать то, что ему предлагают или анонсирует. Вот отсюда и начался конфликт. Собственники говорят покажите точно, где будет дом. Когда построят. Где будет моя квартира. Какая инфраструктура? И после он хочет принимать решение о ее покупке так как это покупка. А ему на фоне общего одобрения говорят, что все будет хорошо. Вот и вся природа. Вот тут и появились конфликтологи. Хоть и не сразу успешно, но постепенно вместе с коллегами стали рассказывать, что и когда примерно будет. Показывать примеры и квартир и спасибо регуляторам даже позволили внести изменения. Да что там позволили ряду людей сказать Нам не нравиться. К чему это все?
Участники программы реновации — это такие же дольщики, как и в любом другом строящемся доме. Их метры – это деньги. И они имеют право на общение с собой как с покупателями пусть и не самыми маржинальными, но все же. И кто первый это понял там и пошло взаимодействие очень успешное.
Как итог, по-моему, опыты и мнению при работе в рамках программы реновации целесообразно работать с участником программы как с дольщиком нового ЖК, покупающим квартиру по специальной цене и под гарантии Города. Да это требует работы уже не окружной или районной, а четко с назначением представителя каждого нового дома. А политика? Депутаты? Активисты? Они будут по любому. Но при работе с обычными дольщиками мы же не нервничаем, а спокойно работаем, когда приходят общества прав потребителей, и прокуратура проверяет статус безопасности участников долевого строительства.